qp-emblem


мАбила — для писателей

Эксперты по теме

Озджан Эрмиш, life: «Я советую украинскому регулятору не совершать ошибок»

[http://www.life.com.ua/i/newh/logo.uk.png]
Сергей Гипш , Gipsh.com // 21.12.2010 - источник

Интервью с главным исполнительным директором life в Белоруссии Озджаном Эрмишем.

Gipsh.com: Озджан, первый вопрос про нового генерального директора life в Украине. Вы уже в курсе про это назначение?

О.Э: Я знаю про то, что новый генеральным директором назначили Александра Баринова. Мы с ним знакомы еще с тех пор, когда он работал в Beeline. Мы с ним участвовали во многих встречах, посвященных телекоммуникационному рынку Украины. Я знаю Александра как менеджера с хорошим стратегическим взглядом. После семи лет турецкого менеджмента, это первый глава компании, с местным (СНГ-шным) менталитетом. Я думаю, Александр привнесет в компанию новые идеи, который помогут life укрепиться на рынке и завоевать большую его долю. Я желаю Александру успехов в этой должности, если вы его увидите, обязательно передайте поздравления от меня!

Gipsh.com: Поддерживаете ли вы связь с экс-СEO украинского life Тансу Еэном?

О.Э: Мы не созванивались около месяца. Сейчас Тансу Еэн развивает проект MVNO-оператора в Германии. Он работает в структуре Turkcell не в качестве сотрудника, а в качестве консультанта.

Gipsh.com: В Украине, во времена работы Тансу Еэн в life, оператор планировал сделать MVNO-оператора в Италии, где живут и работают много украинских эмигрантов. Запуск проекта несколько раз переносился, в итоге виртуальный оператор так и не был запущен…

О.Э: Действительно некоторое время назад мы хотели делать MVNO-оператора в Италии. Переговоры уже вышли на финишную прямую, но мы так и не смогли достичь консенсуса. Это была действительно хорошая затея, так как многие украинцы получили бы возможность общаться со своими родными и близкими. Но бизнес есть бизнес.

Gipsh.com: У вас есть опыт работы на рынках Украины и Беларуси. В чем разница между двумя рынками, учитывая, что пользователи достаточно близки по своему менталитету?

О.Э: Когда я жил в Украине, я всегда говорил о том, что ваши жители очень приветливые и эмоциональные. Кроме того в Украине очень качественное образование. По сравнению с Турцией. Украинцы более социальные. Их культура больше относится к средиземноморским странам. Когда я приехал в Белоруссию, я увидел, что большинство людей в этой стране более спокойные. В первую очередь это выражается в их стабильности. Также в Беларуси люди более богатые, чем в Украине. Здесь каждый имеет дачу и машину. В вашей стране это не так. И в Украине, и в Беларуси, люди очень дружелюбные. В обеих странах я не испытывал проблем в работе с людьми. Мы всегда достаточно легко находили общие точки соприкосновения, что помогало нам быстро решать поставленные перед нами задачи. В советские времена Белоруссия была в качестве технологического центра. Сейчас многие софтверные компании имеют представительства в Беларуси. Здесь люди по своему поведению больше напоминают жителей северных стран. И у вас и у нас, отличные люди.

Gipsh.com: Если говорить про поведение мобильных абонентов, насколько оно отличается в Украине и Беларуси?

О.Э: Как я говорил, украинцы более эмоциональная нация. Поэтому они часто ищут более выгодные предложения, тарифы. В Беларуси люди более стабильные. Если даже вы предложите им выгодный тариф, они несколько раз подумают, прежде чем перейти на него. И не исключено, что большая часть абонентов все-таки останется на своем старом тарифе. В этом выражается стабильность местных жителей. Белорусские пользователи более консервативны, они не хотят менять тарифы каждые 2-3 месяца. Схожесть абонентов двух стран в любви к технологиям. И это хорошо для таких компаний как life. Мы также как и абоненты любим новые технологии и готовы развивать их, удовлетворяя потребности клиентов. Например, Android-телефоны, планшеты, мобильный Интернет. Turkcell более агрессивный в плане технологий, чем другие игроки. Если новые технологии будут развиваться, шансы life на укрепления позиций будут увеличиваться.

Gipsh.com: В Украине в силу определенных причин операторы все еще не получили частоты для UMTS. В Беларуси операторы успешно предоставляют доступ в Интернет через UMTS. Насколько наличие 3G может увеличить ARPU абонента?

О.Э: Очень много зависит от ситуации. Можно быть лидером в 2G, но не быть им в 3G. Так, например, у нас. life не является лидером среди 2G абонентов, но является лидером в 3G. Наши исследования показывают, что ARPU 3G-пользователей может значиться отличаться у различных операторов. ARPU 3G пользователя одного из наших конкурентов всего на 25% больше ARPU его 2G-абонента. У нас разница в ARPU между 2G- и 3G-пользователями составляет около 80%. 2G-абонент генерирует $4 в месяц, а 3G – $7,6. Если все украинские операторы получат 3G в равных условиях, преимущество будет на стороне life, так как эта компания более технологичная, по сравнению с конкурентами. Я советую украинскому регулятору не совершать ошибок и выдать всем оператора 3G одновременно.

Gipsh.com: Может быть украинским операторам стоит сосредоточиться на более современных технологиях, например, на LTE? Если с 3G уже несколько лет не срастается…

О.Э: Я был в некоторых странах, где работают 4G-сети. Они обеспечивают беспроводной доступ со скоростью до 20 Мбит/с. Мне кажется, за этим будущее и в 3-5 летней перспективе кабельные операторы не будут востребованы. Потому что если вы имеете 20 Мбит/с, любая услуга из существующих на рынке услуг будет доступна для потребления. Но сейчас рынок просто не готов. Очень мало клиентского оборудования. То что есть на сегодняшний день стоит в несколько раз дороже 3G-аналогов. За мобильным Интернетом, безусловно, будущее. Но не нужно бежать впереди паровоза. Если 3G-лицензий в Украине не будет еще год, тогда можно задуматься о внедрении 4G.

Gipsh.com: Насколько плотно вы общаетесь с украинскими коллегами? В первую очередь в плане обсуждения каких-то новых услуг или тарифов? Советуетесь со «старшим братом» или управление двумя компаниями (украинской и белорусской) происходит автономно?

О.Э: Общаемся с украинскими коллегами достаточно тесно. Наш маркетинг-директор регулярно обсуждает вопросы стратегий с сотрудниками «Астелит». Часто вместе обсуждаем какие-то услуги, которые планируем внедрить или которые уже внедрены у нас, но еще только планируются в Украине. Можно сказать, пользуемся случаем и обмениваемся взаимополезным опытом.

Gipsh.com: Полгода назад, украинский life объявил о смене стратегии и корпоративного стиля, изменив слоган и добавив разноцветную линию в маркетинговые материалы. Вы не планируете последовать этому примеру?

О.Э: Когда life стартовал в Украине (январь 2005), целевой аудиторией оператора была молодежь. Со временем эта молодежь выросла, поэтому смена стратегии в Украине была необходима. Запуская life в Беларуси, мы ориентировались не только на молодежь, но и на другие группы людей, поэтому менять стратегию мы не планируем. Наш слоган по-прежнему: возможно все.

Gipsh.com: Несколько недель назад украинский life начал продажи телефона Huawei 8110 c операционной системой Android. Вы начали продавать телефоны с Android ранее, и уже некоторое время продаете планшеты. Превысило ли количество планшетов, проданных вами, количество других планшетов, зарегистрированных в вашей сети? (iPad, например)

О. Э: Количество iPad в нашей сети меньше, чем количество проданных нами планшетов. Мы уже продали около 10 тысяч планшетов и 25 тысяч телефонов Android. В Беларуси другой рынок, поэтому продажа телефонов или других устройств операторами является привычной практикой. В Украине львиная доля продаж приходится на розничные сети, в то время как в Беларуси балом правят мобильные операторы. Мы планируем расширить список брендов, которые продаем. Думаю, уже в следующем году мы сможем порадовать наших абонентов несколькими новыми моделями. Вместе с устройствами мы продаем специальные тарифы, в которых предусмотрено все, что может понадобиться пользователю: минуты, Интернет, SMS. В 2011 году мы планируем быть более агрессивными в продаже мобильных устройств.

Gipsh.com: В одном из своих интервью Вы упомянули про создание портала life. Расскажите подробнее про этот портал. Какие цели он преследует? Будет ли он доступен только для абонентов life или для всех желающих? Планируете ли предоставить пользователям бесплатный доступ к этому порталу? Что там будет размещено?

О.Э: Мы делаем life портал совместно с одной из самых известных компаний А1. Мы планируем разместить на нашем портале мелодии, игры, приложения. С внедрением системы DPI (deep packet inspection) мы сможем более плотно работать с пользователем и его трафиком. Часть контента будет бесплатной. К другому контенту вы можете получить доступ на определенный срок (например, на месяц), заплатив один раз. Например, мы можем предложить нетарифицируемый доступ к «Одноклассникам» за $1 в месяц. Это будет портал не только для абонентов life. Клиент любого оператора может зайти туда и загрузить то, что ему нужно. Я уверен, что этот портал сможет увеличить ARPU наших абонентов. И самое главное – увеличить их лояльность к life.

Запись отредактирована Byaka 09.01.2011 в 09:42

tntkiev

tntkiev информирует

Для того, что бы комментировать или отвечать на вопросы, необходимо авторизоваться. Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь прямо сейчас.